ankol1 (ankol1) wrote,
ankol1
ankol1

Расцвет эпохи географических открытий

SAM_5629_1024x768

Я уже давно понял, что мы здесь живем не по Карлу Марксу и Владимиру Ленину и даже не по Маршалу Маклюэну. Живем мы по Салтыкову-Щедрину. Ведь никому иному как незабвенному Михаилу Евграфовичу  принадлежит меткое пророчество о том, что скоро за рубли будут в морду давать. Как бы то ни быдло, а простой народ, который раньше за впечатлениями во всякие Куршавели или в Египеты отправлялся, стал все больше обращать внимание на наши российские реальные достопримечательности.  Тем более что в России,  до сих пор, даже в казалось бы неоднократно объезженных местах, можно совершать великие географические открытия. Свое новейшее открытие я совершил так.  Если двигаться по трассе М-4 из Ростова в сторону Москвы, то недалеко от границы с Ростовской области в Богучарском районе Воронежской области можно обнаружить указатель "Дьяченково". Завернули в это направление.  Когда добрались  до села Дьяченково, то нашим взорам предстал вид на киприпичные руины храма.
SAM_5660_1024x768

Из информации, размещенной на камне возле руин,  видно, что в Дьяченково было аж два храма, что весьма нетипично для небольших сел Воронежской области.
SAM_5655_1024x768

SAM_5656_1024x768

Эти руины принадлежат Никольскому храму.
SAM_5661_1024x768

Рядом с ним сейчас спортплощадка, на ограждении которой тоже виднеется  информация несколько иного ротда. За площадкой через дорогу виднеется старинное здание школы, видимо, когда-то церковно-приходской.
SAM_5658_1024x768

Местные жители указали нам место, где стоял второй храм: Георгиевский. А был он там, где сейчас стоит пустующее здание Дома культуры.
SAM_5649_1024x768

Сооружен Дом на церковном фундаменте, при чем, похоже, что и церковные стены при этом использованы.
SAM_5650_1024x768

Возле здания виднеется заброшенный старинный домик, который однозначно являлся прихрамовым сооружением.
SAM_5651_1024x768

Также рядом можно обнаружить военные памятники и  очаровательное здание сельской библиотеки.
SAM_5648_1024x768

SAM_5653_1024x768

SAM_5652_1024x768

Вот что пишет известный исследователь истории богучарского района Е.П. Романова: "Дьяченково - село, расположено в семи километрах от Богучара у реки Левая Богучарка, центр сельсовета. В его состав входят села Абросимово, Красногоровка, Полтавка, Терешково.... Близ села расположены курганы эпохи бронзы, свидетельствующие о древности заселения этих мест. В 1716 году на месте будущей слободы размещались дачи жителей сл. Богучар. В 1730 году казак Дьяченков основал здесь хутор. Вскоре к нему подселились жители Кацемакины, Волковы, Ногины, Осиковы".

SAM_5646_1024x768

Покинув Дьяченково, движемся по указателю в сторону села с необычным названием Монастырщина. И тут нельзя не обратить внимание на возвышающийся слева холм. Это  - Арсентьева гора.
SAM_5645_1024x768

На вершине горы - монумент с крестом и посланиями.
SAM_5639_1024x768

SAM_5641_1024x768

Имеются начертания и на камнях рядом с монументом.

SAM_5640_1024x768

А вот что известно про это место: "В голодные, страшные 1920-е бородатый мужчина в длинной рубахе, обвешанный луком, взошёл на огромный валун, что лежал на вершине Арсеньевой горы, и начал говорить о том, что каждый уже готов был услышать – о Антихристе, который уже идёт, имя которому - Ленин, о скором Конце Света, который неминуем, о всеобщем покаянии и возможном спасении… И звали того мессию Фёдор Рыбалкин, и стал он для тех, кто ему поверил – вторым Христом во плоти… Родился Федор в селе Новый Лиман Богучарского уезда в обычной крестьянской семье. В 1914 г. ушёл на фронт. После войны вернулся в родное село, к жене и четверым детишкам. Однако вернулся уже не тем, кем был до этого. Многие утверждали, что Федор сошёл с ума, т.к. зимой стал ходить по снегу босиком, бросил семью, возвещал о скором пришествии антихриста  и конце света, призывал всех к покаянию. Несмотря на юродивость новоявленного мессии, вскоре вокруг него образовалась группа верных последователей. Учитывая тяжелые времена – повсеместный голод, принудительное вовлечение в колхозы, гонения на верующих, последователей становилось всё больше и больше. По оценкам властей, их было несколько тысяч человек. Фёдоровцы носили шерстяные балахоны, расшитые крестами, ели в основном лук и мёд, проповедовали безбрачие, официальную церковь не признавали.
Против движения начались репрессии. Последователям Фёдора Рыбалкина давали по 20-30 лет лагерей.Сам же Рыбалкин был арестован и впоследствии направлен в психиатрическую больницу в посёлке Орловка, дальнейшая его судьба неизвестна. Это одна версия. Согласно второй - Рыбалкин был осуждён за антисоветскую деятельность и сослан на Соловки, где провел несколько лет до конца жизни.После ареста Фёдора среди его последователей возникла идея, что он на самом деле был не Фёдором Рыбалкиным, а Христом, явившимся в его плоти. Эту идею активно несли в массы те из фёдоровцев, кто вышел живым из лагерей. В конце пятидесятых в движение было вовлечено несколько сотен человек. В начале 1970-х фёдоровцев оставалось около 120 человек, они жили уединенной общиной на юге Воронежской области.В настоящее время фёдоровцев осталось, по разным данным, 10-30 человек, все они уже старики и живут на юге Воронежской области. Вот как раз этими людьми в 2002 году и был установлен памятный знак на Арсеньевой горе." Метные жители поведали нам, что вроде бы с этой горы Фёдор летал как птица. Федоровцы успели отметиться и в Ростовской области. Про них написал воронежский друг  s16_n425 здесь: http://s16-n425.livejournal.com/66724.html

SAM_5643_1024x768

Полюбовавшись видами с горы направляемся в село Монастырщина.
SAM_5638_1024x768
Где то здесь  в 1696 году был основан Донецкий Успенский мужской монастырь, рядом с которым появилась казачья слобода, положившая начало селу. В 1709 году слободу разорили, казаков выселили за сочувственное отношение к восстанию К.А. Булавина. После 1711 года Азовский Предтеченский мужской монастырь переведен и слит с Успенским монастырем. Рядом с монастырем возникла деревня монастырских (после 1764 года - государственных) крестьян.В 1735 году в селе Монастырщина построена Успенская церковь. В 1846-1853 годах монастырь перенесен в село Радченское Богучарского уезда. Зато сейчас в селе есть "Монастырщенский Дом Культуры".

SAM_5628_1024x768

И вот тут и произошло мое геграфическое открытие. Там где раньше было просто продолжение села Монастырщина нынче стоят указатели, что Монастырщина закончилась, и начинается Пасека.

SAM_5627_1024x768

А ведь если Вы поглядите на изданные в последнее время карты и планы местности, то никакой Пасеки не найдете. Местные рассказали нам, что этот знак появился совсем недавно. Раньше здесь действительно было село Пасека, но оно исчезло в 1973 году  и стало просто продолжением Монастырщины. А нынче вот указатели повесили. Так что я открыл населенный пункт, который до сих пор не нанесен на карту.

SAM_5612_1024x768


В Пасеке бережно сохраняются руины церкви Михаила Архангела, 1879 года постройки.

SAM_5617_1024x768

SAM_5616_1024x768

SAM_5619_1024x768

SAM_5615_1024x768

SAM_5613_1024x768

После Пасеки следует село Сухой Донец.Село Сухой Донец расположено в 40 км. от Богучара на северном склоне балки Сухой Донец напротив села Монастырщина.Название село получило по реке, имеющей малое течение, которая в летнее время даже пересыхает Донец Сухой (Е. Болховитинов). В 1767 году сюда из с. Мигулино и М.Дубечное Московского уезда прибыли семьи крестьян, принадлежавшие Троицко – Сергеевской лавре. Чуть позже семьи из д.Чернышовка, принадлежащая Спассово – Андроновскому монастырю (по сей день в селе сохранилось уличное название Дубученка). Помимо бывших монастырских семей в селе на жительство обосновывались и однодворцы, поэтому уже к 1835 г. Сухой Донец стал крупным селом в 239 дворов на 2160 жителей.В 1832 году в стиле классицизм в центре села была выстроена церковь Богоявления.Выглядит сейчас эта церковь так. Еще не завершились восстановительные работы, а подсветка уже работает.

SAM_5607_1024x768

А ведь буквально года три назад я наблюдал  эту церковь вот такой:
Церковь Богоявления Господня, Сухой Донец

Так что свет надежды все-таки брезжит...
Все эти селения находятся по дороге к Батюшке Дону, к которому нельзя было не заехать и не поклониться.

SAM_5630_1024x768

SAM_5631_1024x768

Источники:
http://sobory.ru/article/?object=12926
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=15213
http://kobza.com.ua/istorija/4343-kak-zaselyalsya-bogucharskij-uezd-voronezhskoj-gubernii.html
http://www.zapoved.net/

Tags: Воронежская область, Дон, Дьяченково, Монастырщина, Пасека, Сухой Донец, архитектура, камни, памятник, храм, эротика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments