ankol1 (ankol1) wrote,
ankol1
ankol1

Масоны о масонах

76669152c0f8
  На доме 58 по Садовой улице в Ростове-на-Дону имеется такой знак, который her_shadow в "Ростовском городском сообществе"  http://rostov-don.livejournal.com/2992572.html  расценил как масонский. Масоны в Ростове-на-Дону раньше были. Сейчас об их существовании в столице Южного федерального округа ничего не известно. На этом фоне мне показался весьма небезынтресным репортаж о том, как жили и поживают масоны израильского города Хайфа.
Оригинал взят у alldubin в Масонами были мы
1 (20)


Вплоть до создания Израиля большинство масонских лож в Палестине действовали под крылом Египта. И созданную в 1932 году так называемую «Великую национальную ложу Палестины-Эрец-Исраэль» крышевала египетская ложа. Важнейшим исключением была «Реувен» - старейшая масонская ложа страны (из непрерывно существующих), созданная в Хайфе в 1931 году. Именно она в 1953-м и стала основой «Великой ложи Израиля». А первым Великом мастером ВЛИ был избран мэр Хайфы Шабтай Леви (кстати, Великим мастером той, «палестино-египетской» ложи тоже был мэр Хайфы – Хасан Шукри).
Масонству, по крайней мере, 300 лет. Что же касается Израиля/Палестины, то энтузиасты могут, конечно, отсчитывать и от Хирама, почему бы и нет? Более или менее вменяемые предпочитают указывать 1868 год, когда Роберт Моррис из Кентукки встретился с несколькими последователями в пещере Цидкиягу (Седекии) в Иерусалиме. Забывая, правда, указать, что встречей все, похоже, и закончилась – получить «чартер» (лицензию) от какой-нибудь Великой масонской ложи иерусалимцам тогда так и не удалось. В русской «Википедии» название первой иерусалимской ложи, «Reclamation Lodge» перевели как «Протест» - прелесть какая, хорошо еще, что не «Рекламация» (Вообще-то имелось в виду возвращение к истокам, перерождение, эволюция. Ну «Звездные войны: Восстановление» посмотрели бы, что ли - «Star Wars: Reclamation»)
Об истории масонов в Тель-Авиве рассказывает только что вышедшая в свет книга Олега Горна «Тайны Белого города. Неизвестный Тель-Авив», но меня интересовала история хайфских масонов и в первую очередь, история ложи «Реувен».
В книге Леона Зельдиса «Сыны света в Святой земле» (Sons of light in the Holy Land) этой  ложе посвящена отдельная глава, и это неслучайно. В самом деле, почему при создании Великой ложи Израиля именно хайфской ложе «Реувен» был присвоен порядковый номер 1?
Ложа «Реувен» была создана в 1928 году и тоже под покровительством египтян – Великой национальной ложи Египта. Трения начались почти сразу. Одной из причин стало намерение хайфских масонов проводить часть церемоний не на английском, официальном языке египетской ложи, а на иврите - «Еврей, говори на иврите» в переложении на масонский.
Была и еще одна, вероятно более важная причина. В юбилейной брошюре, выпущенной в 1991 году в ознаменование 60-летия ложи «Реувен» Моше Бахар пишет, что вследствие арабских волнений в конце 20-х отношения между арабскими и еврейскими членами лож испортились.
И тогда Шабтай Леви решил создать новую ложу, под покровительством Шотландии. Эта, первая попытка оказалась неудачной. Президенты других палестинских лож, все они были арабами-христианами, возражали против создания новой ложи, и на этом этапе новая ложа была создана опять таки под покровительством Великой национальной ложи Египта. Помощь в ее создании оказал проживавший в то время в Бат-Галим Джазар - бежавший из Персии брат Султан Ахмад-шаха, которого сверг Реза Пехлеви. В его доме в Бат-Галим хайфские масоны часто встречались, обсуждая проблемы создания новой ложи. Англичане покровительствовали хозяину дома, рассчитывая на возвращение его брата на трон.
Но и это продолжалось недолго. Хайфским масонам стало известно, что египетская ложа отдала свой храм под антисионистские собрания. Президент хайфской ложи д-р Самсонов был вне себя от ярости, вернул лицензию (хартию) египтянам, приостановил работу ложи и сообщил о происшедшем всем Великим ложам за рубежом.
В 1931 году ложа «Реувен» слегка изменившая свое название – отныне она называлась Rubin Lodge – официально перешла под патронат Великой ложи Шотландии.
А когда в 1932 году большинство тель-авивских масонов решили основать так называемую Великую национальную ложу Палестины-Эрец-Исраэль под покровительством египтян, хайфская ложа отказалась. И, как выяснилось, поступила не только принципиально, но и дальновидно.
В 1953 году созданием Великой ложи Израиля руководили по понятным причинам не «египетские» а шотландские» ложи страны, и хайфская ложа, вернувшая себе имя «Реувен» была зарегистрирована в Великой ложе Израиля под номером 1 как старейшая шотландская ложа страны. А самая старая ложа «неправильной национальности» – тель-авивская «Баркай» - была записана только под номером 17…

На этих фотографиях - собрание членов ложи «Реувен» в середине 30-х годов. В середине внизу Шабтай Леви. Любопытно, что это здание на заднем фоне до сих пор не идентифицировано, хайфские масоны ищут его, но пока безуспешно. Даниэль Дорон, известный историк масонских лож в Израиле рассказал мне, что у них было несколько предположений, но ни одно из них, увы, не подтвердилось. Так что и вы можете внести свою лепту

.

1 (7)

1 (13)

В 1937 году ложа «Реувен» переехала вот в это здание на улице Ха-Немаль (его спроектировал хайфский архитектор-масон Леон Вамуш), а в середине 50-х - на Кармель.

1 (10)

Среди заметных «вольных каменщиков» Хайфы действительно немало архитекторов. Ну, например, Яаков Мушли. В свое время замечательный очерк о нем и построенных им домах написала уважаемая evrikab (http://evrikab.livejournal.com/43292.html#cutid1).
В одном из этих домов, кстати, жил и Шабтай Леви. А еще – Яаков Каспи – владелец знаменитой, до сих пор существующей пароходной компании. Хотите еще «каменщиков» из хайфской ложи «Реувен»? Пожалуйста. Ну, например, кроме уже упоминавшегося Вамуша к ложе «Реувен» принадлежал Питер Нобель, построивший мост Рушмия.

Хайфа – ну очень интересный город. Надо только лучше смотреть. Вот, например, если прогуливаясь по Кармелю, вы будете не только глазеть по сторонам, а хотя бы иногда поднимать голову, то, может быть,  на стене одного из домов увидите вот это:

1 (17)

Да, вы не ошиблись

1 (12)

А завернув за угол дома вы упретесь в двери хайфского храма масонов.

1 (11)

Мне хайфский храм показывал бывший президент ложи, Досточтимый мастер Илан Райзнер

1 (5)

Всю мебель оставили своим местным коллегам английские масоны, покинувшие Хайфу в 1948 году. Дело в том, что в то время на территории Хайфских нефтеочистительных заводов действовала чисто английская масонская ложа Lydda (она в начале своего пути располагалась в Лоде). И отъезжая из Хайфы вся мебель была передана ложе «Реувен».

1 (9)

1 (14)

1 (15)

1 (1)

1 (27)

Портрет Шабтая Леви в гостиной

1 (22)

1 (4)

Регалии, парадная одежда и библиотека

1 (16)

1 (19)

Вскоре, через год-полтора ложа переедет в новое здание. Храм уже строится.

1 (8)

1 (3)
На первый взгляд и слух это совсем не «вольные каменщики», а обычные арабские рабочие, но кто знает…

***

Осталось ли в городе что-нибудь еще масонское, не видимое «профанскому» взгляду (профанами масоны называют непосвященных). Что ж, Хайфа в этом смысле – не Вашингтон, конечно, но кое-что есть. Правда, за «масонность» этих объектов я не поручусь, вполне вероятно, что это просто воплощение градостроительных замыслов Шабтая Леви и его сподвижника, архитектора-масона Лео Вамуша. Это два деловых центра. Один из них хорошо известен, на углу улиц Бальфур и Герцль. Но есть еще один, гораздо более впечатляющий на мой взгляд. Это площадь Неэман в Нижнем городе, вход с улицы Ха-Банким.

1 (23)

Со временем конечно приведут в порядок, а пока вот так:

1 (18)

1 (26)

1 (25)

А на самой верхней фотографии табличка с названием улицы, названной в честь «вольных каменщиков». И такая есть в Хайфе.
В Хайфе вообще много чего есть:)
Tags: Израиль, архитектура, история, камни, масонство, памятник, храм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments