ankol1 (ankol1) wrote,
ankol1
ankol1

Мариинский Галилей ( Кино о "брате-товарище-гражданине")

DSCN0291_1024x768
Предыдущий пост, связанный с кинотемой, побудил меня рассказать о человеке, чья бурная и полная авантюр жизнь достойна не одного сериала кнофильмов. Впрочем, героем книг ( в том числе незабвенного Валентина Пикуля) этот человек уже стал. И имя этого человека накрепко связано с Донской станицей Мариинской.
96066290_743664_Iliodor_Trufanov
Это знаменитый в начале 20 века Иеромонах Илиодор ( в миру Сергей Васильевич Труфанов).
В некоторых источниках так и пишут, что он родился в станице Мариинской. Однако это не совсем так, ибо Сергей Труфанов родился в 1880 году семье дьякона в хуторе Большом Мариинского юрта, и хутор этот, в отличие от Мариинской - на другом - левом берегу Дона.  Кстати, есть версия, что изначально где-то там и находились поселения, положившие начало Мариинской станице.

SAM_6380_1024x768

В юные годы Труфанов покинул Дон, чтобы учиться в Петербурге в Духовной академии, где  проявил недюженный талант проповедника. На Ярославщине Илиодор  стал одним из столпов Почаевского союза, разветвленной организации, издававшей газету "Почаевский листок",  которую редактировал Илиодор. В 1903 году Илиодор познакомился с Григорием Распутиным, с которым на протяжении восьми лет поддерживал дружеские отношения, закончившиеся, впрочем, враждой.   Был приглашен в С.-Петербург и принят Императором Николаем II Александровичем. Находясь в столице, выступал со своими проповедями в салонах и во многих гвардейских полках. В 1908, после нескольких предупреждений со стороны местных властей, недовольных резкостью выступлений Илиодора,  был переведен в Царицын ( будущий Сталинград) для заведования Свято-Духовым Троицким подворьем. На новом месте Илиодор стал активным деятелем Православного Всероссийского Братского Союза Русского Народа, организованного еп. Саратовским и Царицынским Гермогеном (Долгановым), фактически заняв следующее за владыкой место в партийной иерархии. На нижеприведенном фотоснимке запечатлены Григорий Распутин, Гермоген (Долганов) и Илиодор ( Труфанов).

илиодор

Илиодор с церковного амвона активно критиковал «богатеев» и купцов, живущих трудом бедных людей, чиновничество и полицию, отчуждавших Царя от народа, и даже архиереев. Конфликтовал с редакторами местных газет «Царицынская жизнь» и «Царицынский вестник».  Занимал непримиримую позицию в критике иудаизма и евреев. Сам о себе Илиодор писал: «Я — революционер. Таким революционером был и Христос. Таким революционером, бунтовщиком, разбойником и я желаю быть. Я — ученик Христов. Хочу подражать Ему». Между тем, Илиодор обладавший ораторским талантом и влиянием на народ, собирал на свои проповеди и выступления до несколько тысяч человек.  Илиодор занялся амбициозной церковной застройкой, честолюбиво обещая «сделать из Царицына три Кронштадта» (т. е. затмить славу св. прав. Иоанна Кронштадтского).
t8
Итогом рьяной деятельности Илиодора, приводившей даже к столкновениям его почитателей с полицией, стало решение Св. Синода об удалении иеромонаха из Царицына. Однако в ответ на многочисленные жалобы его почитателей, Император Николай II дал Илиодору испытательный срок, и тот с триумфом вернулся в Царицын. Жители Царицына из числа сторонников Илиодора, подвергавшегося преследованиям, начали по его призыву рыть катакомбы под городом. «Раз меня гонят, — взывал к ним священник, — мы уйдём под землю!». Он сравнивал себя и своих последователей с первыми христианами, также скрывавшимися от преследований в подземельях, составлял списки своих добровольных помощников, обещая им вместо награды за труд, когда придёт пора, захоронение в подземном храме. Из земли, извлекаемой при рытье катакомб, во дворе Свято-Духова монастыря началось сооружение горы высотой в несколько десятков метров, которую Илиодор именовал Фавором. С её вершины он намеревался обращаться с проповедями к своим приверженцам. Но гора просуществовала недолго, так как была размыта сильными дождями… Тогда были перепаханы буквально тонны земли. В результате таких стараний пещерные ходы уходили под храм и другие здания монастыря на десятки километров, а пещерные усыпальницы были рассчитаны на 5 тысяч человек.
Катакомбы, вырытые Илиодором и его помощниками в Царицыне, сохранялись ещё довольно долго. Говорят, что уже в ходе Сталинградской битвы в них прятались раненые защитники города, за которыми ухаживала последняя игуменья Свято-Духова (Илиодорова) монастыря Павла.Сейчас эти подземные ходы скорее всего давно засыпаны землёй и строительным мусором. Но кое-где остатки катакомб, должно быть, сохранились. Даже ходили слухи, что и в наше время в своих целях их используют то ли спецслужбы, то ли воинские части…

SAM_6403_1024x768

Убедившись, что бунтарь испытательного срока не выдерживает, Государь в январе 1911 согласился на перевод его в один из захудалых монастырей Тульской епархии. Илиодор царской воле не подчинился, объявил голодовку и заперся со своими почитателями в построенном им храме. Перед хлынувшими в монастырь паломниками он выступил со своим знаменитым предложением еженедельно сечь министров розгами, а председателя Совета министров Столыпина драть еще и сугубо по средам и пятницам, «чтобы тот помнил постные дни», «а губернатора с министрами надо выпороть на царской конюшне» - предлагал Илиодор. Схваченный жандармами Илиодор под конвоем был отправлен на новое место служения, откуда вскоре бежал, переодевшись в светское платье. Прибыв в Царицын, мятежный иеромонах со своими приверженцами заперся в Подворье (так называемое «царицынское сидение»). Как вспоминает Саратовский губернатор Стремоухов: "На дворе монастыря иеромонах соорудил картонного пятисаженного дракона-гидру революции. По окончании проповеди, он пронзал ее копьем, наподобие Георгия Победоносца, и отрубал одну голову, которая за ночь вырастал. В галерее монастыря, по которой молящиеся проходили в церковь, был повешен портрет Льва Толстого. Илиодор требовал,чтобы все проходившие плевали в лицо писателя, пена слюны целою лужею стекала с портрета на пол. Затем Илиодор нанял большой параход и с толпами поклонников, а еще более поклонниц проследовал на нем по маршруту Степана Разина, доплыв, правда, гораздо дальше, до Нижнего Новгорода." Попытки властей уговорить Илиодора успеха не имели, тогда П. А. Столыпин неожиданно для многих распорядился «прекратить всякие действия против монастыря и Илиодора». П. А. Столыпин так характеризовал его деятельность: «Ужасно то, что в исходных своих положениях Илиодор прав, жиды делают революцию, интеллигенция как Пангурово стадо, идет за ними, пресса также, да разве Толстой, подвергнутый им оплеванию, не первый апостол анархизма, но приемы, которыми он действует, и эта безнаказанность все губят и дают полное основание оппозиции говорить, что она права».В мае 1911 Илиодор был вызван в Царское Село и принят Императором Николаем Вторым. Небезосновательно полагают, что иеромонаху все сходило с рук не без покровительства Григория Распутина. Но в декабре 1911 Илиодор  поддержал еп. Гермогена (Долганова), отказавшегося подчиниться Высочайшему повелению об увольнении его из Св. Синода ,и совместно с ним начал активную кампанию против своего бывшего друга Г. Е. Распутина. В январе 1912 по постановлению Св. Синода Илиодор был заточен во Флорищеву пустынь Владимирской епархии. Пытался бежать оттуда. План побега предполагал, что по прибытии в Царицын «Илиодор набатом созовет массы народа, как местного, так и пришлого; монахиня Ксения выбросит на крыше монастыря красный флаг; по выходе на площадь будет объявлено о низложении Государя с Престола как ненормального; затем будет призвано казачество к вооруженному восстанию». В ноябре 1912 Илиодор отправил в Св. Синод «отречение», подписав его кровью, со словами: «Да судит вас Вечная истина! Я же отрекаюсь от вашего Бога. Отрекаюсь от вашей веры. Отрекаюсь от вашей Церкви». Просил прощения у интеллигенции и евреев, против которых непримиримо выступал в свое время. «Народ израильский! Светоч мира! Ты особенно прости меня», — взывал Илиодор. Монархисты, до тех пор активно защищавшие иеромонаха перед властью, отвернулись от богохульника и крамольника.
В декабре 1912 года с Илиодора сняли сан, и расстрига Сергей Труфанов вернулся на Дон, в родной хутор Большой Мариинского юрта. «Колдуном я раньше был — народ морочил», — говорил Труфанов о своем священстве. Близ станицы Мариинской ( вернее, в своем родном хуторе Большой) Труфанов организовал религиозную общину «Новая Галилея», проповедуя новую религию «разума и солнца», затеял строительство «Храма Солнца». Между прочим, дела шли не очень, потому что местное казачество новую религию Труфанова не воспринимало. Интерес  к нему больше был у иногородцев. Вот какое любопытное описание "Новой Галилеи" находим в показаниях  борисоглебского мещанина Ивана Синицына против Труфанова в следственном деле Новочеркасской судебной палаты: "
Поклонниками и посетителями Труфанова были люди простые, необразованные, чернорабочие, и вот среди таких людей проповедь Сергея Труфанова и имела успех. Поселившись в “Новой Галилее”, Сергей Труфанов стал давать приют у себя в “Новой Галилее” своим поклонникам, которые, в числе до 50-ти человек, жили у него и кормились. Столовой служила в нижнем этаже “Новой Галилеи” большая комната, в которой стоял стол, за которым были все, проживающие у Сергея Труфанова, и он сам. На стене этой комнаты висели портреты Толстого и Лютера, причём Сергей Труфанов занимал место, имея с левой стороны от себя — портрет Лютера, а с правой — Льва Толстого. Еда начиналась и кончалась без крестного знамения; причём после еды за этим же столом всеми пелись песни: “Варяг”, “Бродяга”, “Соловей” и т.д. Все посетители, за исключением Надежды Перфильевой, Елены Харченко и Еженковой, кажется, Любови, помещались на ночь в нижнем этаже “Новой Галилеи”; названные же девицы и Сергей Труфанов помещались в верхнем этаже. В этом этаже в большой комнате, служившей приёмной, стоял стол, за которым Сергей Труфанов принимал по одному человеку, причем на стене за стулом, на который садился Сергей Труфанов, висела картина, изображающая распятого человека с чертами самого Сергея Труфанова, копию этой картины я обязуюсь вам, следователь, представить завтра.Сергей Труфанов, поселившись в “Новой Галилее”, стал носить поверх поддевки белой материи хитон, имеющий вид холста, с короткими рукавами; хитон есть одежда Иисуса Христа, и можно думать, что Труфанов, нося этот хитон, желал изобразить собою Иисуса Христа, так как благословлял своих посетителей, как Иисус Христос, возложением своей руки на голову благословляемого. Почему он, Труфанов, носит хитон, объяснений при мне не давал. В “Галилее” я видел Сергея Труфанова только два раза; в первый раз я его посетил в ноябре прошлого года, причём я приехал к нему после обеда, переночевал у него и наутро, часов в 11 утра, уехал; во второй раз я приехал к нему 21 того же ноября, часа в 4 дня и уехал от него в 2 часа ночи, увезя Сергея Труфанова с Марьей Ильиной Кистановой через г. Царицын на хутор Накладку Царевского уезда. В оба эти мои приезда Сергей Труфанов устраивал парад своим жильцам. Мужчины являлись на этот парад в белых папахах с деревянными кинжалами и шашками. Женщины тоже некоторые при таких же кинжалах. Вот это воинство собиралось в нижнем этаже “Галилеи” в столовой. Сергей Труфанов сходил с верхнего этажа в столовую, здоровался с народом, говоря “Здорово”, на это участвующие в параде громко отвечали:“Здравие желаем, Ваше императорское величество”, так как Труфанов называл себя царем Галилейским. После этого Федот Болотин (живёт во 2-ой части г. Царицына) рапортовал Труфанову: “Ваше императорское величество”, — держа деревянную шашку на караул, — в “Новой Галилее” — внутри и снаружи — все обстоит благополучно”. После этого садились все за стол есть. Для чего Сергей Труфанов устраивал эти парады, я не знаю, но утверждаю, что все это он делал в здравом уме и ничего ненормального я в его психике не находил." Вездесущие репортеры проникли и в Мариинскую, благодаря чему для нас сохранились фотодокументы о деятельности Труфанова на Дону. В  № 47 журнала "Искра" от 1 декабря 1913 года ( воскресенье) они сопровождаются таким текстом:

В «Новой Галилее».

Бывший иеромонах Илиодор — Сергей Труфанов, поселившись в Мариинской слободе, Донской области, устроил там специальное жилище, назвав его «Новой Галилеей». Здесь он работал на огороде, пас овец, принимал пациентов в качестве врача-гомеопата. Словом, вел мирный и спокойный образ жизни. Неожиданно для всех он исчез 27 ноября, оставив письмо, в котором высказывает сомнение, что его найдут.

У своего жилища.         За работой на огороде.          Сергей Труфанов — пастух.

SWScan00270_800

Не где нибудь, а у нас на Дону у Илиодора и вызрел план организации покушения на Распутина. Исполнительницей Илиодор избрал посещавшую общину «Новая Галилея» сызранскую мещанку Х. Гусеву.   «Хионию Кузьминичну Гусеву я знаю хорошо; она – моя духовная дочь, – писал Илиодор в своих «мемуарах». – Девица – умная, серьезная, целомудренная и трудолюбивая. Начитана очень в священном писании, и на почве этой начитанности она кое-где немного заговаривается… До 18 лет она была очень красива лицом, а потом сделалась уродом: у нее отпал нос. Сама она объясняет это тем, что она молила Бога отнять у нее красоту. И Он отнял. Просто она во время паломничества по святым местам, ночуя по ночлежным домам в больших городах, заразилась скверною болезнью, сифилисом, и сделалась уродом.    В течение 1913 года она два раза бывала у меня в «Новой Галилее». Во время бесед о причинах моей ссылки и ее последствиях я много рассказывал ей, как и другим гостям, о «блаженном» Распутине. Она часто прерывала мои речи и горячо говорила: «Дорогой батюшка! Да Гришка-то настоящий дьявол. Я его заколю! Заколю, как пророк Илья, по повелению Божию, заколол 450 ложных пророков Вааловых! А Распутин еще хуже их. Смотрите, что он, делает. Батюшка, благословите с ним разделаться». 
1329073218_guseva


29 июня 1914, в праздник Верховных первоапостолов Петра и Павла среди бела дня на улице села Покровского Хиония Гусева подбежала к Григорию и ткнула его ножом в живот. Распутин был убежден, что неизвестная ему женщина хотела его убить, но некоторые мемуаристы и биографы говорят о попытке оскопления. Последняя версия частично подтверждается письмом Илиодора к своим почитательницам, написанным за несколько месяцев до покушения. В этом послании есть такие строки: «сделаем первое дело, окрестим Гришку», что на скопческом языке и означало оскопить. Распутин часто вспоминал то покушение. До конца дней искренне считал, что, «если бы не пырнула ножом та безносая стерва», Первой мировой войны не было бы. К тому времени, Илиодор ,  опасавшийся следствия,  при помощи революционного подполья в женском платье бежал за границу, где в Норвегии принялся писать антираспутинский памфлет «Святой черт», в чем ему по некоторым данным,   помогал не кто иной, как Алексей Максимович Горький. Труфанов повесил на стену портрет Льва Толстого и, публично покаялся перед хулимым им писателем – «Прости меня, священный прах великого, равного Христу, Старца, великолепного и блистательного Льва, без меры я издевался над тобой… тайный разум мой соглашался с тобой почти во всем твоем вероучении, но явно разум, наполненный учителями смесью из истины и лжи, восставал на тебя и вынуждал меня бить тебя». Кстати, о некоторых интересных фактах взаимоотношений Распутина, Илиодора и других одиозных личностей повествует в сових воспоминаниях секретарь Распутина Арон Симанович. За границей ( по некоторым данным в США) Труфанов встретил 1917 год. Приход к власти большевиков поддержал. В марте 1919 по этому поводу заявлял: «К Октябрьской революции отношусь сочувственно, ибо после Февральской революции остались помещики, купцы и фабриканты, которые пили народную кровь». В 1918 снова вернулся на Дон, где его арестовали белые и посадили в Новочеркасскую тюрьму. А в Царицыне в 1919  возобновил проповедническую деятельность: создал «мистическую коммуну» и объявил себя «русским папой», «патриархом живой христовой церкви». Сотрудничал с ВЧК и лично с Ф.Э.Дзержинским в атеистической пропаганде. В 1934 году в румынской газете опубликован очерк Труфанова. В нем сказано, что Дзержинский в 1919 году ему в собственом кабинете показывал заспиртованную голову Николая Второго, которую в свое время демонстрировали Ленину, как доказательство исполнения убийства.

DSCN0361_1024x768
Труфанов прославился еще и тем, что 16.06.1921 написал В.И. Ленину письмо, предлагая создать Живую Христовую Церковь для примирения верующих и большевиков: «Глубокоуважаемый товарищ - брат Владимир Ильич! С тех пор, как я вышел из рядов попов-мракобесов, я в течение девяти лет мечтал о церковной революции... обращаюсь к Вам и кратко поясняю следующее: церковная революция имеет целью разрушить поповское царство, отнять у народных масс искаженное христианство и утвердить их религиозное сознание на основах истинного христианства или религии человечности. А все эти достижения церковной революции должны привести к одному: к примирению народных масс с коммунистическим устройством жизни. Если Вы интересуетесь затронутым мною вопросом, то не нужно ли будет приехать мне к Вам в Москву и лично побеседовать с Вами об этом, по моему мнению, весьма важном деле? Прошу Вас ответить мне и написать мне краткое письмо о своем желании видеть меня и говорить со мной о церковной русской революции. Остаюсь преданный Вам, ваш брат-товарищ-гражданин Сергей Михайлович Труфанов (патриарх Илиодор)». Вождь, однако, Труфанова ответом не удостоил, хотя сам  Ленин в своих дореволюционных трудах неоднократно поминал иеромонаха Илиодора, как мракобеса и черносотенца. В 1922 Труфанов навсегда выехал из Советской России за границу. Попав в США, Труфанов обошел едва ли не все известные церкви и секты. Но в США сових авантюристов было с избытком, и "таланты" Труфанова там не оценили. В последние годы жизни он работал не то швейцаром, не то таксистом и умер в нищете и забвении в 1952 году. Впрочем, всех упомянутых в моем повествовании деятелей Труфанов  пережил... При этом оставил вдову и семеро детей.
На приведенной в Википедии фотографии запечатлен Труфанов 13 января 1913 года. Все признаки говорят о том, что он стоит возле своего родового дома в хуторе Большом станицы Мариинской.

Iliodor_Trufanov_in_Donskaja

Р.S. Между прочим, Труфанов и кино взаимосвязаны. Во-первых, про Труфанова был снят фильм еще при его жизни. Царицынским кинотеатром «Пале де-Кристаль» выпущен фильм "Жизнь иеромонаха Илиодора"составленный из съемок 1908—1910 гг. На следующий день фильм был запрещен к демонстрации. А кроме того, Труфанов сыграл эпизодическую роль в первом художественном фильме, рассказывающем о революции в России и снятом в США в 1917 году "Падение Романовых".

Использованные источники:
А.Ичев.Донская казачья станица Мариинская.Ростов н/Д,2008
http://www.hrono.ru/biograf/bio_i/iliodor.html
http://gazeta.aif.ru/_/online/np/651/19_01
http://www.rudata.ru/
http://www.ruskmir.ru/2015/01/protivniki-rasputina-episkop-germogen-i-ieromonax-iliodor-2/
http://www.odin-fakt.ru/iskry/toska_po_rodine_47_1913/
http://www.blagovest-info.ru/index.php?id=2260&s=7&ss=2
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D1%83%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

http://www.rummuseum.ru/lib_p/rasput12.php
Tags: Большой, Галилея, Геромоген, Дзержинские, Дон, Илиодор, Константиновский район, Ленин, Мариинская, Нижний Новгород, Новочеркасск, Распутин Григорий, США, Столыпин, Толстой Лев, Труфанов Сергей, Царицын, государство, жесть, история, кино, криминал, литература, монастырь, революция, храм, царь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments