ankol1

Category:

Передвижники и Пассажиры

Вышло так, что в течение двух последних осенних месяцев я сходил всего на две художественные выставки. Много это или мало, трудно сказать, ибо в наши ковидные времена выставок вообще по понятным причинам стали устраивать меньше,  хотя  бывало, что в иные здравые времена  я мог  и в течение трех месяцев подряд не посетить ни одной выставки.   Одна из посещенных мною выставок проходила в Ростове-на-Дону в октябре, а другая проходит сейчас в Новочеркасске. Начну, пожалуй, с новочеркасской, которая открылась 2 ноября в  в Доме-музее Митрофана Грекова. 

Посвящается  она 150-летию утверждения Устава «Товарищества передвижных художественных  выставок». В основном, здесь представлены работы передвижников из коллекции пейзажиста Николая Дубовского, который родился в  Новочеркасске, прожил здесь 11 лет, а потом всю жизнь собирал для  родного города коллекцию картин художников-передвижников.

Дубовской сам принадлежал к «передвижникам» и даже выполнял в объединении роль казначея. 

Произведения  поступили в коллекцию Новочеркасского музея в 1946 году из Русского музея, где хранились после  смерти Дубовского. Напомним, что арт-группа «Передвижники» возникла в 1863 году как «бунт четырнадцати»: демонстративный уход  нескольких выпускников из Академии художеств в знак протеста против  запрета советом Академии писать конкурсную работу на свободную тему. Учредили они «Санкт-Петербургскую артель художников». В  1860-1870-ых годах члены артели устраивали собственные  выставки,  независимые ни от Академии, ни от государства. Но постепенно  деятельность артели сошла на нет из-за затухания энтузиазма внутри  группы. В  1870  организовано новое  товарищество и  утвержден устав «Товарищества передвижных художественных выставок». Главной  целью передвижников было «устройство, с надлежащего разрешения, во всех  городах империи передвижных художественных выставок. В разное время в число сподвижников-передвижников входили такие  разные художники как И.Е. Репин, В.И. Суриков, Н.Н.  Дубровской, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, А.К Саврасов, И.И. Шишкин,  В.М. Максимов, К.А. Савицкий, А. М. Васнецов, В.М. Васнецов, А.И.  Куинджи, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, И.И. Левитан, В.А. Серов, А.М.  Корин, А.Е. Архипов, В.К. Бялыницкий-Бируля, И.Н. Крамской, В.Г. Перов и  другие.Несмотря на то, что  движение передвижников в 20-ых годах прошлого столетия иссякло,  работы выглядят вполне свежо и актуально в наши дни. Я бы даже сказал, что они именно сейчас засияли   новой свежестью. Ибо осень и нынче осень.  

Субботник: он —  что для коммунистов, что для капиталистов. 

Национальный тип. 

Просто тип. 

Задворки, они и в Африке задворки. 

Музыканты, они во все времена музыканты.

А лес Шишкина, он и в Китае — лес.

Выставка — компактная, можно сказать домашняя, даже уютная.  Будете в Новочеркасске — заходите, не пожалеете. 

А вот Ростовскую выставку арт-группы «Пассажиры» посетить уже ни у кого не получится, ибо она работала с 5 по 9 октября в полуподпольном лофт-пространстве  Темница», что на улице Ульяновской.  

Еще и года не прошло с момента создания товарищества «Пассажиры» , в которую входят М.Липа, Наталья Паукова и Надя Волкова. Как ни странно «пассажиры» продолжают дело «передвижников». И это не только потому, что организацией выставок занимаются сами художники. Заметим, участники группы  не только не вышли из Союза российских художников, но и никогда не входили в него. Академий художеств они тоже не заканчивали. 

Название выставки «Это какие-то неправильные пчелы» намекает не только на общую художественную «неправильность» направленности группы, но и на трагикомическое  несовершенство современного мироощущения.

Сюжеты работ «пассажиров» тоже зачастую перекликаются с передвижническими. Опять же — музыканты.

Портреты в интерьере.

Флора и фауна.

В отличие от «передвижников» присутствует использование местной техники. Как, например, в  одном из безусловных «хитов» выставки —  работе М.Липы «26 бакинских комиссаров», где в качестве материалов применены  26 красных тужурок вареных раков.  Работа — архимощная , особенно, в свете очередной годовщины октябрьской революции и Гражданской войны в России. 

Поскольку Н. Волкова не только художник, но и поэт, совершенно не случайно в работе выставки приняли участие поэты.  Как  заметил в своем стихотворении один из них — Алексей Бородин совершенно справедливо:

бродить в парижском ботсаду  воображая джунгли  в зелёных красках находить  огромное количество оттенков  по клеткам лютых тигров рисовать  верлибрами подписывать картины  чтобы ответить на возможные вопросы  быть независимым  не видеть перспективы

Так что обе выставки показывают: хотя передвижников давно уж нет, их дело живет и продвигается. 


Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.