ankol1

Кавказские записки. Глава 5. КБР: от Казбека до Эльбруса.

«Три полудевочки, один роскошный мальчик,
Который ездил побираться в город Нальчик...»

Из народной аргентинской песни «Эль-Пивная»

Президент РФ Владимир Владимирович Путин впервые очутился  в КБР в 2001 году в уже довольно изрядном возрасте и в весьма высокой, как Эльбрус, должности. «Первый раз, когда приехал, знаешь, помню свои впечатления. На гору  забрался когда, посмотрел: было яркое солнце, голубое небо, и вот  абсолютно естественным образом в голову пришли простые мысли. Посмотрел  на все это чудо и поймал себя на мысли: как жаль, что я раньше никогда  этого не видел. И как хорошо, что жизнь сложилась таким образом, что я  это вижу сейчас. Я влюбился в вашу республику благодаря вот этим первым  знакомствам с ней. Очень красивые места. Очень красивая республика. Я  там неоднократно бывал. Много раз. На лыжах катался у вас там. В этих  прекрасных чудных горах», – сказал российский лидер 8 июля 2021 года.

Источник фото

А я впервые побывал в КБР только в 2021 году, но мои впечатления — такие же благоприятные, как и у Владимира Владимировича. Хоть и катался я не на лыжах, а на внедорожнике...

Прибыли мы в КБР с Осетинской стороны, где, как известно, находится российская часть знаменитой горы Казбек. И хотя горы Казбек в КБР нет, но тут  есть свой Казбек — президент республики Казбек Валерьевич Коков. Посещать его мы не стали, но замыслили поехать к вершине Эльбруса, которая частично находится в КБР, а частично — в КЧР.  Но прежде надо было где-то переночевать, и мы разбили свой лагерь отдыха на живописной гостеприимной поляне в долине речки  Хазнидон (донские мотивы!).

После утреннего построения и совещания, порешили покорить перевал Чегетджара ( Школьный). Но и до него надо было еще добраться.

Вначале дорога шла  среди относительно равнинных пейзажей.

Попадались  даже гейзеры ( правда, не нарзанные, а техногенно-водопроводного характера).

А потом начались многочисленные ущелья и перевалы Верхней Балкарии.

Здесь тоже недавно шел ледник. Он даже «приволок» за собой мост, остатки конструкций которого видны на фото в правой части.

Снежные вершины показывали, что мы — на верном пути.

И тут навстречу попался патриотический «коллега», который сообщил, что едет с перевала обратно: там лед стоит — не пробьетесь.

Но мятежный дух русского человека всегда ходит по «своим граблям» и мы, проигнорировав разумное предупреждение, дружно погребли к леднику.

«Гейзеров», как в долине, тут уже не было, но зато попадались водопады.

Иногда потоки были излишне бурными и  подмывали дорогу.

Все выше и выше!

Все снежнее и снежнее.

И как-то холоднее!

А потом началась мерзлая тундра, в условиях которой продвигаться оказалось весьма «неудобно», а то и невозможно.

Единственная обозримая дорога  представляла из себя сплошную снежно-ледяную полосу, до которой тоже еще надо было добраться! Собственно, дорога и была ледником!

До него вплотную подобрались «Нива» и «Рэнглер», и чуть-чуть не дотянул Л200, потому что шел без блокировки.

Посовещавшись и наигравшись в «снежки», коллегиально приняли разумное решение  повернуть обратно и проехать нижней дорогой, которая, скажу вам, забегая вперед,  преподнесет еще один мощный сюрприз.

Спускаемся с гор!

Начинает накрапывать дождик.

Ночевку организовываем в заброшенном селении неподалеку от воинской части. Сюда прибывает еще один участник экспедиции из Ростова на «Сан Ёнге». А вот экипаж на «Паджеро» из Белгорода, к сожалению, утром нас покидает.

Утро выдалось туманным, видимость была несколько ограниченной.

Но и сама дорога ввела нам ограничение. Поток ночного дождя смыл проезжую часть, так что не оставалось ничего иного, кроме как организовать экстренные дорожно-восстановительные работы , и двигаться дальше с помощью маневра и «добрых слов». Назад уже никакого пути не было!

Первый пошел!

А за ним — и остальные!

Потихоньку прорвались все ( правда, не без потери некоторых деталей!) Но зато присутствовавший при всем этом джигит сделал нашей экспедиции комплимент: «А мы с женой в прошлый раз дорогу целую неделю восстанавливали!» Вот так  мы неожиданно внесли свой посильный вклад в выполнение национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на территории КБР.

Надо двигаться дальше, тем более что погода налаживалась.

Это вселяло оптимизм, несколько омраченный, правда, таким памятником.

Причины, по которым в КБР не встречаются памятники Сталину, думаю, очевидны. Но зато в КБР очень много и других памятников, в том числе и досталинской эпохи.

Аул Эль-Тюбю в Верхнем Чегеме, стоящий на берегах реки ДжилгыСу, воистину парадоксален! С одной стороны здесь у обитателей аула — самая большая продолжительность жизни в России ( за что  Эль-Тюбю прозвали  «аулом долгожитлей»), а с другой стороны — здесь находится «город» мертвых, средневековый комплекс башен-склепов или -мавзолеев.

В относительной целости до наших дней«дошло» всего 8 склепов, но они весьма гармонично, если можно так сказать, смотрятся на склонах ущелья. Кстати, в отличие от аналогичных сооружений в других республиках, внутри башенок — никаких останков: чисто и пусто.

Эль-Тюбю отметился и в кинематографе. Здесь режиссер Алексей Балабанов снимал фильм «Война» с Сергеем Бодровым. Фильм, правда, про чеченские события.

А еще Эль-Тюбю — литературный аул! Здесь родился и рос знаменитый балкарский советский поэт Кайсын Кулиев.

«Судьба, прошу, не пожалей добра,
Терпима будь, а значит, будь добра,
Храни ее, и под своей рукою
Дай счастье ей, а значит, дай покоя
Той женщине, которую люблю.»

Кулиев — автор текста этого хита Аллы Пугачевой, в который певица внесла некоторые коррективы по согласованию с поэтом. Так что Кулиев — соавтор Пугачевой!

Согласно утвержденному плану из Эль-Тюбю горными серпантинами продвигаемся к городу Тырныауз. В пути встречаем близких по духу байкеров.

И вот Тырныауз.

Но этот город — не цель. В нем пополняем запасы продовольствия и едем к озеру Гижгит, возле которого будем ночевать.

Байкеры — рядом!

Видимо, это неспроста, потому что к нам на стоянку прибыл на своем «УАЗе-Хантере» Сергей- байкер «Ночной Волк», чтобы принять участие в дальнейшем экспедиционном движении.  Сергей к вящей радости всех внес  некоторое разнообразие в устоявшееся экспедиционное меню.

Не только Сергей прибыл к озеру,но и другие  экипажи. В результате мы приросли еще одним УАЗом, Ниссаном и Лэнд Ровером.

Утро предоставило возможности обозреть окрестности озера Гижгит, которое зовут еще Былымским ( рядом —  село Былым). Оно действительно завораживает безумной бирюзовой красотой! И с разных точек светит то голубым, то зеленым светом.

А красота эта безумна потому, что озеро Былым —  Былой отстойник Тырныаузского вольфрамо-обогатительного комбината. Так что по своему техногенному происхождению оно близко к карьерам Каменска-Шахтинска или Красного Сулина в Ростовской области, ставшими живописными озерами, и в которых в люди беззаботно купаются.  Хоть и  говорят, что воды Гижгита стали безопасными, купающихся я что-то не приметил. А вот остатки шахт наблюдаются.

Объехав вокруг озера, наша колонна стала продвигаться вверх в сторону Карачаево-Черкессии дабы «покорить» Эльбрус.

От открывшихся нашим взорам видам «альпийских» лугов все пришли в полный восторг и открыли рты!

А вот выше и дальше началось «самое интересное»!

Опять — снежники-ледники и «тундра».

Кое-кому пришлось разматывать лебедки.

Но и этот сложный участок  все прошли.

Движение продолжилось.

Горы манили и кружили голову.

В небесах возникали облака, по форме напоминающие мусульманский полумесяц.

И тут неожиданно с гор спустился егерь, который сообщил, что настоятельно не рекомендует ехать дальше, поскольку только что произошли сходы льда, преграждающие путь.

На этот раз мы прислушались к советам доброго человека, и решили повернуть обратно. Жаль, конечно, что чуть-чуть не дошли до Эльбруса, но...

Собственно, с этого момента наше участие в кавказской экспедиции EхDrive можно считать завершившимся.

Возвратившись в Тырныауз, экспедиционеры отправились на другой перевал, чтобы проникнуть в Карачаево-Черкессию. А мы, простившись с КБР, «пошли своим путем» в сторону родной Донщины.

Но на этом, «Кавказские записки» не заканчиваются. Интересующихся темой отсылаю к запискам «Ночного волка» Сергея, в которых он великолепно изложил свои впечатления от дальнейшего путешествия: