ankol1

Categories:

Кольский край. Общие впечатления ( Норманская практика). Часть 1.

Прошло уже больше месяца, как завершилось путешествие на край земли — Кольский полуостров с экспедицией внедорожного клуба Ex-Drive. Впечатлений набралось не на одно море, а даже — на океан, который Северный Ледовитый!  Тут уже и журнал VOGUE в сентябрьском номере разместил итоговый отчет редакции о своем параллельном путешествии на Кольский, отхватив изрядную дозу критики от кольцев ( или — кольчан? Не знаю, как правильно!). А я всё — никак!

Но, наконец-то, и я начинаю свой обобщающий рассказ.  Прежде всего,   не могу не сказать  добрых слов в адрес организаторов поездки —  сопредседателей внедорожного клуба Ex-Drive Петра и Елены. Езжу с ними не впервые. Ребята — просто замечательные: порядочные, надежные. С ними, поистине, можно хоть на край земли, хоть — за край. При чем — хоть с авто, хоть — без. 

И ничуть не преувеличу, если скажу, что в огромной степени благодаря их усилиям  все остальные участники экспедиции остались целы, здоровы и радостны! Да и все простые участники экспедиции— люди хорошие! Ни одно из животных экспедиции тоже не пострадало!

Не буду останавливаться подробно на дороге от Ростова-на-Дону до Мурманска. Скажу только, что это тоже было экстримом, ибо суметь добраться из Ростова-на-Дону до Мурманска ( а это более 3000 км) на загруженных экспедиционниках, обутых в толстую грязевую «обувь»,  а не на легких скоростных пузотерках , менее чем за полутора суток —  достойно отдельного рекорда. Но очень уж мы стремились на Кольский! 

Кольский полуостров  территориально практически совпадает с Мурманской областью,  начинаясь на границе с Карелией, которая также совпадает с границей Северного Заполярья. И встретил он нас достаточно сурово: дождем и туманом. 

Пейзажи оставляли вначале двоякое впечатление. Они были либо такие. 

Либо — иногда такие. 

Кстати, с сетевыми заправками в Заполярье — не ахти! От границы с Карелией и до предместий Мурманска по трассе их нет. Цены тоже удивляют. Они выше, чем у нас, а дизельное топливо дороже чем бензин, что вообще для южан — немыслимо! 

Ближе к Мурманску погода становилась всё гуманнее и гуманнее, дорога лучше и чище. Кстати,  Мурманская область пока еще свободна от «платников». На подступах к заполярному городу-герою расположен его пригород — Кола, который  постарше будет нынешней  столицы Восточной Лапландии, основанной в 1916 году как порт Романов-на-Мурмане.

Между прочим, Мурманск  ( поименованный так во времена Временного  Правительства) — это последний город, который основан в России в эпоху православия, самодержавия и народности. Кола — исторический центр полуострова, названный так по речке, на берегу которой стояла крепость. Поэтому полуостров и залив называют Кольскими. С древних времен называли Кольский полуостров и Мурманом. По имени обитавших здесь северных людей — норманнов, норвежцев. Северные евролюди во все времена пытались «застолбиться» на Кольском полуострове. 

Особенно «усердствовали» шведы, которые в 1589 году практически стерли с лица земли  Кандалакшу, Ковду, Кереть и Умбу. В 1611 году шведы даже на некоторое время ворвались в Кольскую крепость, но их оттуда все-таки выбили. Так что Мурманскую область, особенно,  его северо-западную часть можно звать  «Русской Скандинавией». Тем более что тут есть и фьорды, и фьельды. И  тролли водятся. А Мурманск и Кола — это почти одно и то же! Изначально нами было запланировано разбить экспедиционный лагерь  где-нибудь в окрестностях Колы. Но потом большинство участников порешило ехать в Мурманск, чтобы найти гостиницу, в которой  —  отдохнуть, набраться сил в комфортных условиях после изнуряющего переезда.

Найти подходящую гостиницу в Мурманске оказалось делом не хитрым.

Удивительным образом, несмотря на усталость, спать не хотелось. И виной этому была не больная совесть, а «белые», или как их раньше звали «северные», а то и «финские» ночи. Только задрапировав окно, получилось уснуть! Как оказалось, белые ночи — это, в общем, хорошо. Больше времени для осмотра достопримечательностей! И лагерь ставить удобнее. А таким был вид из гостиничного окна в 23.00 31 июля 2021. 

На следующий день смотрели Мурманск не только из окна отеля, но и из окна автомобиля, а также бродили по нему пешком. А еще путешествовали по Кольскому заливу на морском катамаране. Мурманск — город культурный. Здесь — свой драмтеатр, совмещенный, правда, с кинотеатром  в одном здании. 

Но я такого не видел больше нигде, чтобы в здании театра была еще и пивная! А может, это театр в пивной?

Северные олени по городу не бегают. Но памятники им стоят.

Зато по Мурманску ходит другой «рогатый» — самый северный олень  троллейбус в мире !

И самая северная в мире железная дорога Кола-Никель —  проходит через Мурманск!

В Мурманске весьма почитают рыбу треску, которую не только добывают и едят, но ей ставят памятники,  и помещают ее изображения  на стенах и заборах.

Кроме рыбов в Мурманске можно найти и другие дары моря-окана , которые не сыскать в наших южных краях. Здесь, например, можно «натрескаться»  икры морских ежей и мяса гребешков.

В Мурманске почитают С.М.Кирова, который действительно много сделал для развития региона за счет горнодобывающих и рыбопромысловых отраслей, которые и по сию пору «кормят» полуостров. 

Ленин в Мурманске тоже присутствует, в том числе в образе  знаменитого советского атомного ледокола, который обрел свою вечную стоянку в Мурманском порту. 

От причала этого порта и отчалил наш катамаран, чтобы мы могли посмотреть  Кольский залив, так сказать, «изнутри».

Погода всячески благоприятствовала нашему путешествию по водной глади Кольского залива.

В пути мы повстречали немало интересных кораблей, как по названию, так и по сути. Танкер «Полар Рок», который пыталась арестовать «англичанка».

Бывший паром «Санкт-Петербург -Хельсинки», потом — плавучий ковидогоспиталь, а нынче — гостиница.

Крейсер-авианосец «Адмирал Советского Союза Кузнецов» тоже здесь. Давно стоит. 

Памятник: Ростовский, точнее — Таганрогский гидросамолет Бе-6ПЛО, судя по строительным лесам, находится на ремонте. Таких «железных водоплавающих птиц» в мире осталось всего четыре. Один экземпляр  находится в Украине, в Киеве, два других - в Китае,  в музее авиации в Пекине и в  Морском музее в Циндао. И четвертый самолет стоит в Мурманской области,  в  поселке Сафоново с 1968 года. Разглядеть его, к сожалению, не получилось. 

Над заливом возвышается установленный на  одной из сопок  памятник Защитникам Советского Заполярья — 35-метровый мурманский «Алеша». 

Мурманск — город героический. 

Через него в войну шли Ленд-лизовские поставки. Ценой неимоверных усилий и больших жертв советские люди не пустили к Мурманску немецко-фашистских агрессоров.

В результате бомбардировок вражеской авиации город во время войны был почти полностью уничтожен. В нем практически не осталось довоенных строений, почти все дома сейчас —  послевоенные.

И в мирное время  здесь совершались подвиги. Этот памятник в виде маяка — мемориал всем морякам, погибшим в военное и мирное время. Их имена занесены в скорбные списки, хранящиеся внутри.

Подлинная часть ходовой рубки с АПЛ «Курск» — тоже часть мемориального комплекса. 

Посетив памятник «Ждущей» колонна двинулась в сторону Колы. 

Продолжение следует.


Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.