ankol1 (ankol1) wrote,
ankol1
ankol1

Масоны о масонах

76669152c0f8
  На доме 58 по Садовой улице в Ростове-на-Дону имеется такой знак, который her_shadow в "Ростовском городском сообществе"  http://rostov-don.livejournal.com/2992572.html  расценил как масонский. Масоны в Ростове-на-Дону раньше были. Сейчас об их существовании в столице Южного федерального округа ничего не известно. На этом фоне мне показался весьма небезынтресным репортаж о том, как жили и поживают масоны израильского города Хайфа.
Оригинал взят у alldubin в Масонами были мы
1 (20)


Вплоть до создания Израиля большинство масонских лож в Палестине действовали под крылом Египта. И созданную в 1932 году так называемую «Великую национальную ложу Палестины-Эрец-Исраэль» крышевала египетская ложа. Важнейшим исключением была «Реувен» - старейшая масонская ложа страны (из непрерывно существующих), созданная в Хайфе в 1931 году. Именно она в 1953-м и стала основой «Великой ложи Израиля». А первым Великом мастером ВЛИ был избран мэр Хайфы Шабтай Леви (кстати, Великим мастером той, «палестино-египетской» ложи тоже был мэр Хайфы – Хасан Шукри).
Масонству, по крайней мере, 300 лет. Что же касается Израиля/Палестины, то энтузиасты могут, конечно, отсчитывать и от Хирама, почему бы и нет? Более или менее вменяемые предпочитают указывать 1868 год, когда Роберт Моррис из Кентукки встретился с несколькими последователями в пещере Цидкиягу (Седекии) в Иерусалиме. Забывая, правда, указать, что встречей все, похоже, и закончилась – получить «чартер» (лицензию) от какой-нибудь Великой масонской ложи иерусалимцам тогда так и не удалось. В русской «Википедии» название первой иерусалимской ложи, «Reclamation Lodge» перевели как «Протест» - прелесть какая, хорошо еще, что не «Рекламация» (Вообще-то имелось в виду возвращение к истокам, перерождение, эволюция. Ну «Звездные войны: Восстановление» посмотрели бы, что ли - «Star Wars: Reclamation»)
Об истории масонов в Тель-Авиве рассказывает только что вышедшая в свет книга Олега Горна «Тайны Белого города. Неизвестный Тель-Авив», но меня интересовала история хайфских масонов и в первую очередь, история ложи «Реувен».
В книге Леона Зельдиса «Сыны света в Святой земле» (Sons of light in the Holy Land) этой  ложе посвящена отдельная глава, и это неслучайно. В самом деле, почему при создании Великой ложи Израиля именно хайфской ложе «Реувен» был присвоен порядковый номер 1?
Ложа «Реувен» была создана в 1928 году и тоже под покровительством египтян – Великой национальной ложи Египта. Трения начались почти сразу. Одной из причин стало намерение хайфских масонов проводить часть церемоний не на английском, официальном языке египетской ложи, а на иврите - «Еврей, говори на иврите» в переложении на масонский.
Была и еще одна, вероятно более важная причина. В юбилейной брошюре, выпущенной в 1991 году в ознаменование 60-летия ложи «Реувен» Моше Бахар пишет, что вследствие арабских волнений в конце 20-х отношения между арабскими и еврейскими членами лож испортились.
И тогда Шабтай Леви решил создать новую ложу, под покровительством Шотландии. Эта, первая попытка оказалась неудачной. Президенты других палестинских лож, все они были арабами-христианами, возражали против создания новой ложи, и на этом этапе новая ложа была создана опять таки под покровительством Великой национальной ложи Египта. Помощь в ее создании оказал проживавший в то время в Бат-Галим Джазар - бежавший из Персии брат Султан Ахмад-шаха, которого сверг Реза Пехлеви. В его доме в Бат-Галим хайфские масоны часто встречались, обсуждая проблемы создания новой ложи. Англичане покровительствовали хозяину дома, рассчитывая на возвращение его брата на трон.
Но и это продолжалось недолго. Хайфским масонам стало известно, что египетская ложа отдала свой храм под антисионистские собрания. Президент хайфской ложи д-р Самсонов был вне себя от ярости, вернул лицензию (хартию) египтянам, приостановил работу ложи и сообщил о происшедшем всем Великим ложам за рубежом.
В 1931 году ложа «Реувен» слегка изменившая свое название – отныне она называлась Rubin Lodge – официально перешла под патронат Великой ложи Шотландии.
А когда в 1932 году большинство тель-авивских масонов решили основать так называемую Великую национальную ложу Палестины-Эрец-Исраэль под покровительством египтян, хайфская ложа отказалась. И, как выяснилось, поступила не только принципиально, но и дальновидно.
В 1953 году созданием Великой ложи Израиля руководили по понятным причинам не «египетские» а шотландские» ложи страны, и хайфская ложа, вернувшая себе имя «Реувен» была зарегистрирована в Великой ложе Израиля под номером 1 как старейшая шотландская ложа страны. А самая старая ложа «неправильной национальности» – тель-авивская «Баркай» - была записана только под номером 17…

На этих фотографиях - собрание членов ложи «Реувен» в середине 30-х годов. В середине внизу Шабтай Леви. Любопытно, что это здание на заднем фоне до сих пор не идентифицировано, хайфские масоны ищут его, но пока безуспешно. Даниэль Дорон, известный историк масонских лож в Израиле рассказал мне, что у них было несколько предположений, но ни одно из них, увы, не подтвердилось. Так что и вы можете внести свою лепту

.

1 (7)

1 (13)

В 1937 году ложа «Реувен» переехала вот в это здание на улице Ха-Немаль (его спроектировал хайфский архитектор-масон Леон Вамуш), а в середине 50-х - на Кармель.

1 (10)

Среди заметных «вольных каменщиков» Хайфы действительно немало архитекторов. Ну, например, Яаков Мушли. В свое время замечательный очерк о нем и построенных им домах написала уважаемая evrikab (http://evrikab.livejournal.com/43292.html#cutid1).
В одном из этих домов, кстати, жил и Шабтай Леви. А еще – Яаков Каспи – владелец знаменитой, до сих пор существующей пароходной компании. Хотите еще «каменщиков» из хайфской ложи «Реувен»? Пожалуйста. Ну, например, кроме уже упоминавшегося Вамуша к ложе «Реувен» принадлежал Питер Нобель, построивший мост Рушмия.

Хайфа – ну очень интересный город. Надо только лучше смотреть. Вот, например, если прогуливаясь по Кармелю, вы будете не только глазеть по сторонам, а хотя бы иногда поднимать голову, то, может быть,  на стене одного из домов увидите вот это:

1 (17)

Да, вы не ошиблись

1 (12)

А завернув за угол дома вы упретесь в двери хайфского храма масонов.

1 (11)

Мне хайфский храм показывал бывший президент ложи, Досточтимый мастер Илан Райзнер

1 (5)

Всю мебель оставили своим местным коллегам английские масоны, покинувшие Хайфу в 1948 году. Дело в том, что в то время на территории Хайфских нефтеочистительных заводов действовала чисто английская масонская ложа Lydda (она в начале своего пути располагалась в Лоде). И отъезжая из Хайфы вся мебель была передана ложе «Реувен».

1 (9)

1 (14)

1 (15)

1 (1)

1 (27)

Портрет Шабтая Леви в гостиной

1 (22)

1 (4)

Регалии, парадная одежда и библиотека

1 (16)

1 (19)

Вскоре, через год-полтора ложа переедет в новое здание. Храм уже строится.

1 (8)

1 (3)
На первый взгляд и слух это совсем не «вольные каменщики», а обычные арабские рабочие, но кто знает…

***

Осталось ли в городе что-нибудь еще масонское, не видимое «профанскому» взгляду (профанами масоны называют непосвященных). Что ж, Хайфа в этом смысле – не Вашингтон, конечно, но кое-что есть. Правда, за «масонность» этих объектов я не поручусь, вполне вероятно, что это просто воплощение градостроительных замыслов Шабтая Леви и его сподвижника, архитектора-масона Лео Вамуша. Это два деловых центра. Один из них хорошо известен, на углу улиц Бальфур и Герцль. Но есть еще один, гораздо более впечатляющий на мой взгляд. Это площадь Неэман в Нижнем городе, вход с улицы Ха-Банким.

1 (23)

Со временем конечно приведут в порядок, а пока вот так:

1 (18)

1 (26)

1 (25)

А на самой верхней фотографии табличка с названием улицы, названной в честь «вольных каменщиков». И такая есть в Хайфе.
В Хайфе вообще много чего есть:)
Tags: Израиль, архитектура, история, камни, масонство, памятник, храм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments